Жизнь-театр… или театр-жизнь?
Жизнь-театр… или театр-жизнь?
Потребность в зрелищах присуща человеку с глубокой древности. Бесспорно, именно театр – наиболее зрелищное мероприятие. Кроме того, театральное искусство воздействием своим на человека значительно превосходит все прочие виды массовых мероприятий. Но театр обладает одним поразительным свойством: при определенных условиях, зритель начинает отождествлять себя с главным действующим лицом театральной постановки, начинает смотреть на все происходящее глазами персонажа постановки. Более того, зритель начинает сам участвовать в творческом процессе путём собственной фантазии. В связи с этим, немаловажной особенностью театра становится создание стереотипов чувствований.
Театр - посредник, вклинившийся между внешним миром и чувствами зрителя. Именно поэтому столь важно смотреть качественные постановки с глубоким смыслом, но, к сожалению, в последнее время наблюдается тенденция к деградации тем для постановок на театральной сцене. Кроме того, и игра актёров оставляет желать лучшего. Сейчас уже нас и не удивишь, что на сцене, вместо красочных декораций стоят обогреватели, и голос за сценой придаёт им жизненный вид. Создаётся такое чувство, что данные спектакли ставят люди с больной фантазией. И сам поход в театр на эту постановку приравнивает нас к таким же слегка нездоровым людям. А что же будет дальше? Неужели скоро на сцену начнут выставлять всевозможную мебель или, к примеру кондиционеры? Что тогда делать нам, обычным людям, стремящимся хоть в зрительном зале прикоснуться к прекрасному? Неужели и нам придётся смотреть на эти неодушевлённые предметы? А ведь совсем недавно, наблюдая жизнь на сцене, зрители становились единым организмом, способным заразиться одним стремлением. При этом опытный постановщик был как хозяин марионеток, в хорошем смысле этого слова, мог, как по мановению волшебной палочки, вызвать смех, слезы, заставить содрогнуться весь зрительный зал. А, кроме того, он нас всех заставлял задуматься над важными моментами жизни, обыгранными на сцене. Это была приятная и очень полезная манипуляция.
Еще очень хорош тот факт, что и в Европейских странах и вообще за рубежом также существует немало замечательных постановок и театров, и если у вас есть, скажем, виза в США или виза в Италию, вы могли бы насладиться и там этим чудесным искусством.
Следует отметить, что театр, в своей посреднической функции, не только предлагает нам пример чувств, но и старается диктовать реакции, которые нужно проявлять в тех или иных обстоятельствах. А ведь всем известно, что чувства - самый удобный способ искажения смысла. Чувством можно изменить смысл происходящего, вплоть до исчезновения первоначального смысла.
А современный театр, по сложившейся традиции, по-прежнему претендует на роль единственно истинной духовной среды. Но, к сожалению, очень мало духовного осталось в новых театральных веяниях. И это уже серьезно. Ведь религий, политических мнений и социальных групп много, а театр - один на весь свет. Театральные постановки можно смотреть даже не на родном языке, и всё равно будет понятно, о чём идёт речь. С его помощью можно моделировать мир и мировоззрение, он может быть опасным оружием влияния на народ. Театр может стать именно той дверцей, через которую можно легко и незаметно проникнуть в душу. Но нужно ли нам это сейчас? Да, раньше, театр нёс только положительные эмоции или мудрость, и поэтому люди желали поддаться этой манипуляции. А сейчас? Чему нас может научить «новый» театр? Бездуховности? Аморальности? Лицемерию? А нужно ли нам это? Ведь в нашей реальной жизни этого и так слишком много. А может, это не театр откладывает на нас свой негативный отпечаток, а жизнь на театр? Вот вопрос, на который следует дать ответ! Жизнь-театр или театр-жизнь?