Изящное искусство Романа Виктюка
Изящное искусство Романа Виктюка для theatreplanet.ru
Истоки творчества театрального режиссера лежат в городе его детства, Львове, в любви к которому он не перестает признаваться и отмечает, что именно там он впитал духовную культуру, которая стала базой для его творчества. Старый город с прекрасным театром оперы и балета, зданием с трагичной историей и прекрасной судьбой оставил неизгладимый след в его жизни и наложил отпечаток на характер режиссуры.
Ощущение полета, с трагичным или счастливым концом, свойственно всем постановкам режиссера, указывая, что человеку необходимо стремиться ввысь, к каким бы последствиям это не приводило. Герои Виктюка верят, чувствуют, любят острее, чем, может быть, мы в своей обыденной жизни, но такие ощущения необходимы нам, чтобы понять, что мы теряем или находим в себе самих. Извечные темы добра и зла, любви и ненависти преподаются так, что невозможно остаться равнодушным – хочется снова и снова приходить на эти спектакли, чтобы вновь сопереживать героям или же осуждать их.
Театр Виктюка неслучайно назван именем самого руководителя. Его манера постановки яркая, резко выделяющаяся на фоне традиционных представлений о театральном спектакле. Недаром у него есть свой зритель, верный и последовательный, всегда стремящийся открыть для себя что-то новое в работах режиссера и собственных переживаниях. Эстетический экстремизм – вот, пожалуй, наиболее подходящее наименование творчества Виктюка. Нужно быть смелым и неординарным человеком, чтобы ставить вещи, подобные «Мастеру и Маргарите» Булгакова. Спектакли Романа Григорьевича всегда подвергались и будут подвергаться критике, поскольку неоднозначность суждений и выводов всегда будоражила людские души. Любая попытка подвести какие-либо рамки под его творчество потерпит крах, ибо каждый новый спектакль грозит их разрушить. Главным объектом для рассмотрения в спектаклях всегда становится человеческая душа, ее метания, взлеты и падения. В декорациях, отражающих ипостаси Добра и Зла, герои находят и теряют жизненную опору, любят и умирают, стремятся познать свое существование и отказываются принять его. Действие может происходить в вымышленном мире или в строгом кабинете, где ходят чинные служащие и стоит офисная мебель, но каждое переживание будет не менее сильным и острым, чем в шекспировских трагедиях.
Каждый творец, рискнувший вынести свое искусство на обозрение многих – одиночка в душе. Искусство, несущее в себе духовный посыл, рассчитано на отзыв в душах многих, но каждый должен сам заглянуть в собственный мир переживаний и ощущений, чтобы найти для себя ответы на вопросы, заданные в спектаклях Романа Григорьевича. «Из пустоты бездны театральной сцены возникает все – любовь, ненависть», - так говорит сам автор спектаклей о своем творчестве. Из глубины человеческой души черпает он свое вдохновение, изливая на зрителя поток эмоций, возвращая его в среду мыслей и чувств.
Окружающий нас мир бесконечен и многогранен в своих проявлениях. Задача искусства – высветить каждую грань для понимания сути вещей. Режиссер Виктюк являет нам свое понимание задач и целей театрального искусства через зеркало своего творчества, такого же многогранного, как и сам театр.