Чем может помочь театр зрителю, и как мы можем помочь театру?
Чем может помочь театр зрителю, и как мы можем помочь театру?
Телевидение, радио, пресса постоянно напоминают нам о замусоленных проектах шоуменов, чьей фантазии хватает лишь на переработку наследия своих американских и европейских предшественников. Вам не надоело чувствовать себя болванами и тупицами? А именно на такой контингент рассчитано современное чтиво и видео. Ведь нет ничего интереснее, особенно для современной молодежи, чем наслаждаться «прелестями» Анфисы Чеховой и смотреть на многообразие извращенцев, представленных в ее программе. Не спорю, молодежь должна быть просвещенной в любом вопросе, в том числе и в вопросах секса, ведь фраза «в нашей стране секса нет» давно канула в Лету.
Мы должны делать все возможное, чтобы народ не превратился в толпу. Такое по силам только истинному искусству. Как точно отметил Михаил Резникович, «театр во все времена, а ныне в особенности, должен сопротивляться тому водопаду китча, дешевки, что обрушивается буквально на каждого в нашей стране».
Период, когда труппы театров нанимали «новые русские» для участия в свадебных церемониях, когда актеры играли свои «лучшие роли», помогая провести выкуп невесты, Слава Богу, закончился. Начался новый виток в истории современного театра – без цензуры и насилия со стороны власти. Актер получил право играть, свободно высказывать свои мысли, не боясь, что его уволят. Актер сейчас имеет право выбора: проживать роль, целиком и полностью вживаясь в образ, или выучить роль, или сыграть очередного персонажа, читая бегущий перед глазами текст. Здесь есть прямая вина руководителей театров. Ведь если на малой сцене ставится семь постановок и на большой – пять, актер физически не способен прожить каждую отведенную ему роль. Театр превращается в конвейер.
Но здесь многое зависит и от актера. Вспомните, ведь Вам знакомо такое чувство обиды, словно Вас недолюбили, недооценили и специально «притирают», а Вы то о-хо-хо! Вы способны на большее! Так же и актер, ведь он тоже человек! Отсюда интриги, сплетни и «загнивание театра».
Как уже упоминалось, мы сейчас многое копируем, перенимаем с запада: культуру, поведение, идеалы. Не забывайте, что у нас свой, неповторимый, несхожий с «их» менталитет. Нас отличает то, что в нашей культуре главное – человек, его судьба. Поэтому важно, как актер проживет эту судьбу, как передаст все пережитые персонажем невзгоды и радости, его переживания и мысли. Даже без слов зритель понимает актера. А что главное в западной культуре, в театральной постановке? – Зрелищность! Наш зритель, хоть и мельчает, но в большинстве своем воспитан на старых постановках классических произведений. Он смотрит сериалы от безысходности. Во всяком случае, так хочется думать.
Спектакли в основном ставятся друг для друга с привлечением новомодных критиков. Театры следят за неудачами «конкурентов». Почему? Ведь мы «боремся за общее дело».
Скорее всего, время театральных гениев подошло к концу, хотя среди режиссеров еще встречаются выдающиеся люди, способные качественно проработать не только сценарий свадьбы. Актеры же мельчают в большинстве своем, завоевывают зрителя, снимаясь в «мыльных операх», тем самым привлекая зрителя в театр.
О чем хочется сказать в заключении… Хочется обратиться к зрителю! Мы со своей стороны будем стараться вернуть зрителя в театр, служить ему, вызывать беспокойство, радость, трепет, печаль, одним словом, жить вместе с ним. Помогите нам не превратить театр в «забаву для сытых людей»! Не оставайтесь равнодушными к нашему труду! Полюбите театр так, как любим его мы.